Конечно, неприятно выслушивать замечания и критику в свой адрес. Но иногда конструктивная критика необходима, она неприятна, но помогает выявить ваши ошибки в работе и общении. На работе старайтесь относиться к критике, как к части своих обязанностей. Выслушав неприятные слова в ваш адрес, не спешите реагировать сразу. Старайтесь без эмоций понять, что хотят до вас донести этой критикой.
Содержание:
Критика бывает разной
Попытайтесь отстраниться от формы претензий и понять суть. Если вы подверглись критике со стороны коллег, то обратите внимание на профессиональную составляющую критики, возможно конструктивные замечания помогут разобраться в проблеме и получить профессиональную помощь. В то же время и профессионалы могут ошибаться. Рассмотрите мнения и других специалистов.
Критика бывает разной. Если внимательно проанализировать слова собеседника можно понять его скрытые побуждения. Возможно, ваши успехи раздражают других и вас критикуют, чтобы поднять самооценку за ваш счет. Хороший манипулятор может многого достичь с помощью критики, например, заставить вас почувствовать себя неуверенно. И на вашем фоне выглядеть успешным.
Как реагировать на критику, если вы считаете, что вами стараются манипулировать
Начните в доброжелательном тоне задавать уточняющие вопросы. Например, «а что нужно изменить», » а как это лучше сделать», таким образом вы и не дадите собой манипулировать и критиковать тоже. Если критика была конструктивной ваши вопросы переведут беседу в нужную тональность. А если критикующий не сможет сказать ничего конкретного, значит, он пытается достичь каких-то своих целей. Также обратите внимание, что говорит собеседник, после критики, возможно придирки предлог, чтобы вы что-то сделали для него. Например, чтобы вы сделали какие-то уступки. Начальник может критиковать подчиненного, просто затем чтобы не платить за сверхурочные, не повышать зарплату, мол, и так вам делают одолжение.
Как реагировать на критику правильно
- Не пытайтесь доказывать свою правоту, особенно если критика исходит от начальства или коллег, вам ведь еще работать в этом коллективе.
- Не повышайте голос, старайтесь продолжать разговор спокойно.
- Не показывайте, что критика вас задевает. Что бы ни творилось у вас внутри, старайтесь, чтобы лицо выглядело спокойным.
- Не отвечайте агрессией на агрессию. Просто попросите собеседника сменить тон, прервите его, это поможет перехватить инициативу. Пусть ваш тон при этом будет спокойным.
- Если вами пытаются манипулировать, прямо выскажите свои подозрения.
- Не стоит оправдываться в ответ на критику. Спокойно ведите линию своей защиты, приводите аргументы в свою защиту.
- Иногда лучше промолчать. На такие вопросы, как «Сколько раз я должен повторять?» и другие подобные риторические вопросы отвечать не надо. Лучше спросите: «Вас это действительно интересует?», скорее всего, вам ответят нет.
Польза конструктивной критики
Но критика может быть и полезна. Если внимательно прислушаться, можно извлечь много пользы из конструктивной критики.
- Прежде всего, не надо отмахиваться от критики.
- Постарайтесь выслушать и осмыслить, чтобы понять, как реагировать на критику в конкретной ситуации и не повторить ошибки в дальнейшем. Постарайтесь извлечь из критики рациональную составляющую.
- Если вас критикуют, значит, вы не безразличны окружающим. Отсутствие критики может значить, что на вас махнули рукой, мол, все слова бесполезны.
- Неплохое правило, сказать спасибо в ответ на критику, особенно если она поможет избежать ошибок. Это еще и поможет сохранить нормальные отношения с этим человеком.
Советы окружающих
Помимо критики, раздражать могут и непрошеные советы. А зачастую окружающие так и хотят поделиться ценными советами. Одни советы мы рады выслушать, от других отмахиваемся, а третьи просто отравляют жизнь.
Реагировать на критику, так, чтобы не разрушить отношения
- Прежде всего, попробуйте переключиться в момент, когда так и хочется высказать собеседнику, все, что вы думаете. В этом поможет внешнее переключение. Рассмотрите жесты и мимику собеседника, спокойное наблюдение погасит агрессию и позволит встать в позу стороннего наблюдателя.
- Советы, которые дают окружающие, могут раздражать, если вы считаете что в вас не видят взрослую личность. Раз советуют, то до сих пор считают маленькой и глупой. Вы-то считаете, зачем вам советы, вы и сами можете принимать самостоятельные решения. В таком случае дела докажут кто прав, просто действуйте, как считаете нужным.
- Если все ваши решения встречают в штыки, собеседник просто старается переделать вас по своему образу и подобию. В таком случае выслушайте внимательно, но поддержку ищите у кого-то другого.
- Иногда советы раздражают, потому что собеседник сводит все к своей персоне. «А я делаю так в такой ситуации». Но вовсе не обязательно, что предпринимая похожие шаги, вы придете к такому же результату. Финал может быть совсем другим. Да и вы не обязаны копировать чьи-то действия.
Людям нравится быть кому-то полезными, давая советы, многие действуют от всей души. С этой точки зрения поблагодарите за советы, а уж следовать им или нет решать вам.