Чтение — один из самых элементарных навыков, которому каждый из нас обучается в школе. Практически невозможно функционировать в современном мире, если мы не овладеем им правильно с раннего возраста.
Чтение позволяет нам приобретать дополнительные знания, искать ориентиры в повседневной жизни и общаться с другими людьми. Онлайн-пространство, не имеющее больших ограничений по количеству содержащегося в нем контента, все чаще заставляет нас бегло просматривать тексты и выборочно извлекать интересующую нас информацию.
Однако бывают ситуации, когда прочитанные тексты требуют полного понимания их содержания — это касается, например, официальных писем или профессиональной литературы.
Существуют способы лучше понимать их, улучшить качество наших навыков понимания прочитанного и увеличить количество информации, которую мы усваиваем из каждого прочитанного текста.
Содержание:
Что такое осмысленное чтение?
Чтение с пониманием — это способность анализировать текст таким образом, чтобы усвоить как можно больше его содержания. Простое чтение текста не гарантирует, что мы поймем и запомним его содержание.
Скорее, оно дает нам представление о его общем содержании и позволяет найти ответы на наши вопросы. Однако, имея дело с более сложными текстами, стоит знать несколько простых, хотя поначалу и неинтуитивных, приемов для понимания и скорочтения, чтобы сделать текст более легким для чтения, более ясным и запоминающимся.
Техника чтения с пониманием
Самый важный шаг в улучшении навыков чтения — разделить эту деятельность на различные этапы. Первое прочтение текста служит для ответа на вопрос, о чем он и какую информацию передает.
Особое внимание следует обратить на заголовок, названия глав, таблиц или диаграмм, которые в нем содержатся. На этом этапе вы уже должны уметь почувствовать замысел автора, то, что он хотел донести, основную мысль текста и литературную концепцию, в которой он был написан.
Вы также должны записать и проверить значение любых слов или выражений, которые остаются непонятными для вас. Желательно записать вопросы, ответы на которые вы будете искать в тексте.
Если во время чтения текста вам приходят на ум какие-либо комментарии, стоит записать их на полях или сделать пометки на отдельном листе бумаги и подробно рассмотреть их для следующих шагов.
Второй шаг — анализ различных частей текста. Разделите содержание на более мелкие части (параграфы, главы или основные идеи) и постарайтесь извлечь из каждой из них наиболее важные выводы, ключевые слова и определения.
Хорошо бы выделить цветом наиболее важные разделы, чтобы в случае необходимости их можно было легко найти. Между каждым абзацем вы можете записать причинно-следственную последовательность относительно состава и положения этой информации в тексте, а также какую новую информацию она добавляет к уже прочитанному тексту.
Заключительный этап, или обобщение, является непосредственным продолжением того, что было сделано ранее — он заключается в сравнении выводов, сделанных в ходе первого чтения, и расширении их за счет всех знаний, полученных в ходе тщательного анализа.
Постарайтесь кратко изложить текст и представить его основные идеи, а также ответить на вопросы, составленные после первого прочтения, не обращаясь к содержанию еще раз.
Полезно рисовать графическую схему, так как это задействует оба полушария мозга и улучшает запоминание новой информации.
Чтобы легче было уловить содержание текста, не бойтесь представить себе его содержание, поспорить с ним и сравнить с собственными взглядами, что немного напоминает подготовку рецензии. Даже если мнения не совпадают, это увеличивает шанс вспомнить его предположения путем сравнения.
Сделайте вывод о том, показался ли вам текст полезным или вам необходимо расширить свои знания по данному вопросу за счет информации из других источников.
Как тренировать понимание прочитанного?
Технически, мы должны обеспечить хорошие условия для понимания прочитанного — нехватка времени или отвлекающая обстановка не облегчат эту задачу. Лучше всего быть как можно более расслабленным и позитивно относиться к тексту.
К сожалению, одного тщательного анализа не всегда достаточно для полного понимания. Иногда также необходимо знать период, в который он был написан, или обстоятельства, при которых он был написан, чтобы понять смысл контекста и его связь с другими произведениями.
Также стоит читать разнообразные тексты, чтобы тренировать навыки понимания прочитанного на разных исходных материалах.
Как читать быстро и с пониманием?
Существует много методов обучения скорочтению, но количество не всегда сопровождается качеством прочитанного текста. Вам нужно дать себе оптимальное время для усвоения содержания, не слишком ускоряясь, чтобы не пропустить ключевые слова или те, которые меняют смысл высказывания.
Если человек читает слишком медленно, он отвлекается и теряет логическую связь между началом и читаемым отрывком.
Вам также следует регулярно делать перерывы, каждые полчаса или около того для анализа текста, так как это повышает эффективность обучения и предотвращает усталость.
Хорошей новостью является то, что способность быстро читать с пониманием увеличивается с количеством времени, потраченным на развитие этого навыка.
Как научить ребенка читать с пониманием?
Хотя мы учимся читать в раннем детстве, мы не всегда достаточно практикуемся в понимании прочитанного. Основной навык в этот период — прежде всего научиться распознавать формы букв и соединять их в последовательности, имеющие логический смысл.
Это само по себе сложно для детей и требует их полного внимания, но со временем это становится все более естественным. Поэтому стоит поощрять ребенка к чтению, и для этого есть много причин. На этом этапе стоит уделить ребенку много внимания и помочь ему развить понимание прочитанного.
Универсальный метод обучения через игру работает лучше всего, позволяя вам проводить время с ребенком и одновременно поддерживать его развитие. Это может принимать форму совместного чтения, заканчиваться вопросами, связанными с содержанием, заполнением пропущенных букв или слов.
Также полезно сопровождать ребенка при выполнении домашнего задания (но не делать его за него!), чтобы легче было проверить уровень его концентрации и прочитать все указания полностью.
Кроме того, вы можете спрашивать ребенка о конкретных словах или фразах, чтобы убедиться, что он правильно их понимает, и выработать у него привычку проверять значение незнакомых слов.
Метафорические выражения могут быть сложными, поэтому поддерживайте воображение ребенка, чтобы он не воспринимал каждый текст буквально.
Также полезно обращать внимание на то, чтобы ребенок не допускал языковых ошибок, и обращать внимание на язык, который ребенок использует в различных ситуациях.
Дети склонны использовать разговорные выражения и избегать формального языка, что, к сожалению, усложняет последующее чтение. При совместном чтении полезно пробовать тексты, которые лингвистически сложнее (разумеется, адаптированные к возрасту ребенка), чтобы ребенок привыкал к звучанию текста.