Совсем скоро ваш ребенок вступит в ряды первоклассников. С этого момента для него начнутся первые учебные будни. Если ваш ребенок не посещал до поступления в школу садик, ему будет нелегко одновременно привыкать к школьным нагрузкам и к новому большому коллективу.
Но даже если малыш вполне успешно адаптировался в свое время к детскому саду влиться он может испытывать трудности став первоклассником.
Содержание:
Как помочь ребенку адаптироваться к школе
Адаптация первоклассников к школе — непростое время, чтобы все прошло успешно необходима поддержка взрослых, родителей, классного руководителя иногда психолога.
Некоторые дети быстро подстраиваются под новый ритм, им не нужна дополнительная мотивация. Ребенок у удовольствием ходит в школу, ему интересно узнавать новое, он стремится выполнять задания, охотно общается со сверстниками. Такому ребенку достаточно от нескольких недель до пары месяцев чтобы влиться в школьную жизнь.
А некоторым детям сложнее приспособиться к новым условиям, при этом ребенок может не испытывать негативных эмоций, он просто устает, ему бывает сложно сосредоточится.
Для учащихся первых классов характерна высокая степень утомляемости и ранимости.
Ребенок может уставать от насыщенности школьной программы и от предъявляемых ему требований. Школьная жизнь требует от первоклассника дисциплинированности, ответственности, организованности, вводит его в новый, незнакомый ранее, мир взаимоотношений.
Чтобы ребенок смог адаптироваться к школе немного быстрее, с раннего возраста его нужно приучать самостоятельности. Поощряйте любые попытки малыша проявлять независимость и самостоятельность. Это касается не только сферы самообслуживания, но и посильного участия в делах взрослого человека, выполнения ряда обязанностей и поручений (с учетом возраста ребенка).
Не окружайте ребенка излишней опекой, предоставьте ему шанс самостоятельно принимать решения. Это бесценное умение поможет ему в дальнейшей «взрослой» жизни.
Заранее начинайте готовить ребенка к школе. Увлекайте его всевозможными развивающими играми. Собирая конструктор и разрисовывая раскраски, ребенок тренирует свою руку для письма.
Разговаривайте с малышом, учите его развернуто отвечать на поставленные вопросы, делиться собственными впечатлениями, сравнивать предметы и явления, а также делать выводы самостоятельно. Научите его иметь личную точку зрения, мнение, которое он не боится высказывать вслух.
Если ребенок не посещал детский сад ему может быть не комфортно в большом коллективе детей. Чтобы малыш не испытывал трудностей в общении старайтесь чтобы ребенок проводил время в кругу сверстников — посещайте дошкольные занятия по подготовке к школе, развивающие центры для детей, спортивные секции.
На заметку!
Чтобы ребенок быстрее адаптировался к новым условиям развивайте в нем самостоятельность, умение принимать решения, поручайте посильные занятия которое ребенок может выполнить без вашего контроля.
Физическая адаптация
Первокласснику приходится сидеть неподвижно довольно длительное время, а это непросто для вчерашнего беззаботного детсадовца. Ведь еще недавно было лето и дошкольник большую часть времени проводил в играх на свежем воздухе, а с началом занятий его двигательная активность ограничена. Это ведет к напряжению, ребенок устает морально и физически.
Нелишним будет и укрепление организма ребенка, в этом вам помогут физические нагрузки. Постарайтесь еще до школы походить вместе с малышом в спортзал. Прекрасно, если вы выберете для малыша виды спорта, требующие упорства и терпения: плавание, бег, прыжки в воду.
Если ребенок научится справляться с физическими нагрузками, это облегчит его адаптацию к школе. Чаще бывайте с малышом на свежем воздухе. Занимайтесь закаливанием и гимнастикой. Причем начать нужно задолго до первого сентября.
К моменту поступления в школу, ребенок должен владеть основными умениями и навыками, требуемыми от современного первоклассника, чтобы первые месяцы обучения не оказались для него слишком сложными.
Если у вашего первоклассника что-то не получается – не критикуйте и не ругайте его. Прислушивайтесь к своему ребенку, учите его с упорством преодолевать возникающие трудности, уверенно двигаясь к намеченной цели.
Психологическая, физическая, социальная адаптация
Социальная
Социальная адаптация связана с новой социальной ролью ребенка. Меняется его роль в мире — он ученик, он школьник, у него теперь есть обязанности, новые друзья.
Ребенок учится выстраивать отношения в классе, с ребятами, с учителями, выстраиваются новые взаимоотношения в семье.
Физическая
Нагрузка на организм усиливается, меняется режим дня. На физическое самочувствие влияет и эмоциональное состояние, переживания, негативные эмоции могут повлиять на физическое самочувствие и помещать процессу адаптации к школе.
Чтобы помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:
- Заранее выработайте режим дня приближенный к школьному распорядку.
- Чередуйте периоды занятий с физической активностью.
- Постарайтесь организовать прогулки на свежем воздухе.
- Выделите в квартире специальное место для занятий: необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.
- Следите за режимом питания, сна и отдыха.
- Следите чтобы ребенок не проводил много времени за компьютером, телефоном, телевизор тоже стоит ограничить, особенно перед сном. Это приводит к перевозбуждению, ребенок плохо засыпает и сложнее встает с утра.
- Ребенок должен уметь обслуживать себя, убирать за собой, соблюдать правила личной гигиены.
Для облегчения психологической адаптации ребенка к школе
- Старайтесь формировать у ребенка положительную самооценку. Нельзя ставить в пример других детей. Сравнения возможны только с собственными достижениями ребенка.
- Важна благоприятная психологическая обстановка в семье. Избегайте конфликтов, стрессовых ситуаций.
- -Уважайте индивидуальные особенности ребёнка: учитывайте его темперамент, характер, способности к обучению, к усвоению информации.
- организуйте режим дня ребенка, чередуйте время учебы, досуга, отдыха и физической активности.
- Чаще хвалите вашего школьника, не ругайте за оплошности, поощряйте любознательность.
- Дайте ребенку самостоятельности, но держите на контроле. Помогайте при необходимости, но не делайте за школьника его работу.
Уровни адаптации
Очень важны первые месяцы привыкания к школе. От родителей во многом зависит как пройдет это непростое время. Поддержите вашего школьника, чтобы первые сложности не вызвали негатив, отторжение к школе. Если адаптация к школе пройдет успешно, то желание учиться сохраниться на долгие годы.
Совет!
Сколько времени потребуется для привыкания к школе зависит от характера ребенка, уровня его подготовки к школе, атмосферы в семье, классного руководителя, одноклассников.
Уже после нескольких месяцев учебы можно выделить детей с различными уровнями адаптации
- Положительная. Первоклассник позитивно относится к учебе, к заданиям, влился в коллектив одноклассников. Учеба не вызывает затруднений. Можно видеть что ребенок привык к школьной жизни в течение первых месяце учебы.
- Умеренная адаптация. В целом все благоприятно, ребенок положительно настроен, успешно справляется с нагрузкой. Но не всегда усидчив, может отвлекаться, но нужен контроль, чтобы усваивать материал. Ладит с учителем и с одноклассниками. процесс адаптации занимает первое учебное полугодие.
- Дезадаптация (нарушение адаптации). ребенок испытывает сложности с адаптацией. Отношение к школе часто равнодушное или явно негативное. негатив зачастую из-за того что ребенок плохо усваивает учебную программу, ему необходима помощь в обучении. Неусидчив, часто отвлекается на занятиях, нарушает дисциплину. Может быть агрессивным или, наоборот, подавленным, неуверенность. Трудно вписывается в школьный коллектив.
От того, как пройдет адаптация ребенка в первом классе, будет зависеть его настроение, отношение к школьной жизни, желание учиться и даже физическое самочувствие.